Налоговый контроль: что и зачем меняется в 2020 году.
Система контроля и подход к понятию налоговой выгоды в налоговом кодексе постоянно меняются. Больше всего злоупотреблений с НДС. Поэтому методологию контрольной работы начали менять именно с этого налога.
До второй половины 2017 года 90 процентов выявленных в ходе проверок нарушений не были описаны в Налоговом кодексе. Складывалась судебная практика, итогом которой стало закрепление понятия «налоговая выгода» и описание случаев, когда она могла быть признана необоснованной (постановление Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53).
Также изменилась система контроля и порядок проведения выездных проверок. Ранее инспекторам было выгодно массово доначислять налоги. Компании же активно использовали фирмы-однодневки, чтобы уйти от излишнего налогового бремени. Эту ситуацию нужно было менять.
Первым шагом поменяли подход к контрольной работе. Начали с НДС, с ним было много злоупотреблений. В 2014 году компании обязали сдавать декларации в электронном виде. В 2015 году в декларацию добавили информацию из книги продаж и книги покупок. Появилась система АСК НДС-2, которая дала возможность отслеживать НДС с момента ввоза товаров или их производства до момента потребления.
В первый год работы системы АСК НДС-2 налоговых разрывов было 20 процентов и более. Сейчас — 0,51 процента от всех вычетов по стране, заявили налоговики в конце 2019 года. Поменяли и систему мотивации проверяющих. Теперь зарплаты больше в тех инспекциях, где меньше налоговых разрывов.
Систему вводили поступательно. Потому при резком вводе был риск погубить сегменты рынка или даже отдельные отрасли. Чтобы этого не допустить, в августе 2017 года в Налоговый кодекс добавили статью 54.1, которая напугала всех. Предприятия боялись, что налоговая будет всегда выигрывать в судах. Инспекторы — того, что ничего не смогут доказать. Но так или иначе - это компромисс, который позволил сбалансировать интересы государства и налогоплательщиков.
Теперь налоговики должны убедительно доказать, что компания намеренно занижала налоги. И более того - они должны согласовывать акты по результатам проверок с региональным управлением. При этом обязательным условием будет привести доказательства того, что у компании был умысел не платить налоги.
Судебная практика изменилась в пользу контролеров. С 2017 года налоговиками было выиграно 90 процентов судов. Но чтобы сбалансировать этот показатель, налогоплательщики сами должны следить за своими налоговыми обязательствами. Тогда инспекторам на проверках не придется опираться на статью 54.1 Налогового кодекса, и можно будет сказать, что система работает хорошо.